Понятия со словосочетанием «карта морская»

Связанные понятия

Адмиралтейские карты — английские морские карты, издаваемые гидрографическим департаментом (UK Hydrographic Office) в Лондоне.
Фарва́тер (голл. vaarwater, от varen — плыть и water — вода) — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и другим), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства, например, затопленных судов, рифов и мин.
Лот (нидерл. lood) — гидрографический и навигационный прибор для измерения глубины водоёма. Лотовый — человек, который бросает лот.
Водолазный колокол — в настоящее время это средство транспортировки водолазов в водолазном снаряжении на глубину к объекту работ и обратно, с последующим их переводом в декомпрессионную камеру.
Портула́н (или портола́н) — морская карта эпохи Возрождения от конца XIII до XVI века, на которой показана акватория Средиземного и Чёрного морей, а также побережье Атлантического океана за Гибралтаром: на север — от Пиренейского полуострова до Фландрии, включая южные берега Ирландии и Британии, на юг — марокканский берег. Очертания морей, показанные на портуланах, достаточно близки к очертаниям этих же морей на современных картах, чего нельзя сказать о других картах известного европейцам мира...
Дрейф льда — движение льда в море или океане под действием ветра и течений. Самый масштабный дрейф льда происходит в Арктике, именно там он давно и усиленно исследуется.
Гидрографи́ческое су́дно — судно, предназначенное выполнять морские, речные и озёрные промерные и лоцмейстерские работы. Водоизмещение гидрографического судна составляет 1,5—2 тысячи тонн и зависит от цели и района работ. Если необходимо выполнять работы на мелководье, то используют катера, имеющиеся на судне.
Подня́тие Бофо́рта — подводная возвышенность в Северном Ледовитом океане, расположенная в районе залива Амундсена.
Лоцман (от нидерл. loodsman) — моряк или речник, по квалификации — судоводитель с опытом работы в данном регионе, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда, особенно в местах, представляющих опасность.
Шту́рманская ру́бка — помещение на корабле или судне (не обязательно расположенное в рубке), в котором размещается вахтенный пост штурмана.
Камели (ед. число камель, англ. camels) — парные понтоны, использовавшиеся для уменьшения осадки корабля и проводки его по мелководью.
Нактоуз (от нидерл. nachthuis, «ночной домик») — ящик, в котором расположен судовой компас, а также некоторые другие навигационные инструменты. Обычно укрепляется на подставке или на тумбе, традиционно может содержать также масляный светильник или иной источник света, песочные часы. Нактоузом пользуется кормчий при навигации.
Батисфера (от греческого βαθύς — глубоко и «σφαῖρα» — шар) — глубоководный аппарат в форме шара, опускаемый на тросе под воду с базового судна. В отличие от батискафа батисфера не может самостоятельно передвигаться.
Надголовная среда в водолазном деле — подводное пространство, в котором между водолазом и поверхностью воды находится какое-либо препятствие. К надголовным средам относятся пещеры, затонувшие корабли, покрытые льдом водоёмы (озёра, реки, моря) и подводные сооружения.
Килева́ние (от слова «киль») — наклон судна с целью осмотра и ремонта его подводной части. Килевание производится до появления киля над водой. Разновидностью килевания является кренгование — наклон судна без выхода киля из воды, применяемый для чистки подводной части от обрастаний: ракушек и т. п., и для мелкого ремонта обшивки корпуса.
Судовой журнал, также вахтенный журнал или шканечный журнал — один из основных судовых документов.
Одограф — историческое название навигационного прибора, который осуществлял вывод информации о положении судна на морскую навигационную карту, при этом автоматическая регистрация курса корабля и вычисление пройденного этим курсом расстояния производилось исходя из показаний гирокомпаса и корабельного лага.
Батиметрия — изучение рельефа подводной части водных бассейнов: как мирового океана, так и озёр, рек и т. д. В среде специалистов данный термин может использоваться как совокупность данных о глубинах водного объекта, результат батиметрической съёмки. Другими словами, батиметрия — подводный эквивалент топографии или гипсометрии. Название дисциплины сложено из греческих слов βαθύς (батус), «глубина» и μέτρον (метрон), «мера». Данные, полученные в результате батиметрических исследований, в основном...
Шкала Бо́форта — двенадцатибалльная шкала, принятая Всемирной метеорологической организацией для приближенной оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море. Средняя скорость ветра указывается на стандартной высоте 10 м над открытой ровной поверхностью.
Клафтер (нем. Klafter) — мера длины, принадлежащая, по происхождению, к числу так называемых натуральных мер и соответствующая старорусской маховой сажени. Венский клафтер = 1,896 м, гессенский клафтер = 2,5 м и примерно соответствует мере, именуемой во французском языке туазом.
Динамика моря — гидросферная характеристика морей, их частей и районов мореплавания, в которой учитываются приливно-отливные течения, морские и прибрежные течения, средний уровень моря и величины приливов, а также высота, скорость, длина и период волны в конкретный день или определенное время для которого важна данная характеристика. Направления и скорость течений, величины приливно-отливных течений (полная вода, их высота и скорость), глубины и особенности волнения отражаются на морских картах...
Пелорус (лат. Pelorus, по имени кормчего, убитого Ганнибалом) — высокая колонка в виде металлической трубы, на которую в кардановом подвесе устанавливается репитер компаса судна.
Футшто́к (от нем. Fußstock или нидерл. voetstok) — уровнемер в виде рейки (бруса) с делениями, установленный на водомерном посту для наблюдения и точного определения уровня воды в море, реке или озере.
Подчалок — разновидность парусно-гребных одномачтовых лодок, получившая распространение на Каспийском море для рыбного промысла крючковой снастью или сетями.
Ка́бельтов (нидерл. kabeltouw — «буксирный канат») — трос окружностью от 152 до 330 мм (6—13 дюймов, диаметр от 47 до 111 мм) для швартовов и буксиров (кабельтовый трос), а также внесистемная единица измерения расстояния, использующаяся в мореплавании. Как единица измерения кабельтов стал использоваться по причине того, что трос на судне брался определённой, одинаковой длины.
Морская навигационная карта (МНК) — карта, которая используются для обеспечения судовождения и безопасности плавания. Карты данного вида обычно представлены в равноугольной нормальной цилиндрической проекции Меркатора, которая позволяет прокладывать курс судна прямой линией. Морские навигационные карты отражают: береговую линию и характер берегов, рельеф дна, глубины и характеристики донного грунта, опасные для судовождения объекты и препятствия (скалы, камни, затонувшие суда), естественные и искусственные...
Марео́граф (от лат. mare — море и др.-греч. γράφω — пишу; другие названия — лимнигра́ф, приливоме́р, самопишущий футшто́к) — прибор для измерения и непрерывной автоматической регистрации колебаний уровня моря.
Протра́ктор (от лат. pro — перед и traho — тяну, веду) — судовой навигационный прибор, предназначенный для графического нанесения на карту местоположения судна определённого по двум горизонтальным углам, замеренным между тремя береговыми ориентирами. Протрактор представляет собой сложный транспортир, через 0° которого проходит центральная жёстко зафиксированная линейка, от которой можно в обе стороны отложить углы от 0° до 180°.
Глубоководное бурение — процесс сооружения скважины на дне моря с использованием надводных технических средств при подводных глубинах свыше 600 метров.
Подво́дная ба́нка (от нем. Bank или нидерл. bank) — мель в океане, глубина над которой значительно меньше окружающих глубин.
Магнитное склонение — угол между географическим и магнитным меридианами в точке земной поверхности, который показывает отличие между показаниями магнитного компаса и истинным направлением на север в данной точке земной поверхности в данную историческую эпоху.
Синоптическая карта — географическая карта, на которую цифрами и символами нанесены результаты наблюдений на сети метеорологических станций в определенные моменты времени. Такие карты регулярно составляются в службе погоды по нескольку раз в день; их анализ является основной операцией, дающей возможность для последующего прогноза погоды.
Батипла́н или подводный самолёт (от др.-греч. βαθύς — «глубокий» и лат. planum — «плоскость») — неавтономный подводный аппарат, который использует для погружения гидродинамическую силу «подводных крыльев» вместо балластных цистерн. Батипланы используются для наблюдения под водой за работой тралов, подводных кино-фотосъёмок, для наблюдений за поведением рыбы в косяке в естественных условиях и в зоне действия рыболовного орудия и для других подводных исследований.
Кильва́терная струя (кильватерный след, кильватер) — возмущённая полоса воды, остающаяся за кормой идущего корабля (судна).
Проа — специфический тип многокорпусного парусного судна у народов на островах Полинезии и Самоа, расположенных в Тихом океане. Проа характерны в первую очередь для Малайского архипелага и островов Южного Тихого океана.
В настоящий глоссарий включены термины, применяемые для обозначения типов кораблей и судов, которые (за исключением многозначных терминов) не вошли в основную статью Морские термины...

Подробнее: Морские термины (типы кораблей и судов)
Альбатро́с — платообразное поднятие дна в восточной части Тихого океана, простирающееся от экватора до Калифорнийского залива на 2500 км.
Тартана, тартан (итал. tartana; исп. tardante) — небольшое средиземноморское судно XVI-XIX веков с косым парусным вооружением. Различные тартаны применялись как для каботажного сообщения и рыбалки, так и в качестве военных кораблей. На протяжении более, чем трёхсотлетней истории имели различные конструкции, различное число мачт и парусное вооружение. В начале XVIII века в единичных количествах строились в качестве военных кораблей Российского флота.
Курс судна — угол, в плоскости истинного горизонта, между носовой частью диаметральной плоскости судна и направлением на север (N, норд).
Дрейф также Дрифт (нидерл. drijven, «плавать», англ. drift, «дрейф») — тип рекреационного погружения, характеризующееся погружением в районе, где имеется достаточно сильное течение. Течение делает дрейф более опасным по сравнению с обычными погружениями, так как поток воды может унести ныряльщиков в открытое море быстро и незаметно, что чревато гибелью. В связи с этим необходимо иметь команду обеспечения на быстроходной лодке, иметь представление о направлении течений в месте погружения, иметь в...
Осадка — в военном и гражданском кораблестроении — глубина погружения корабля или судна в воду.
Бридель (от англ. bridle — узда) — цепь мёртвого якоря, который располагается в акватории портового рейда или гавани для постановки на него плавсредства без задействования своего собственного якорного оснащения. Как правило, свободный конец бриделя поддерживается у поверхности воды с помощью рейдовой бочки или располагается на дне с прикреплённым буйрепом и буем, который отмечает его расположение. Это позволяет судовой команде выбрать ходовой конец бриделя с помощью буйрепа и осуществить взятие на...
Ва́тты (нем. Watten, нидерл. wadden, дат. vade — «прибрежные отмели»), осу́шка — низменная прибрежная полоса морского дна, в соответствии с приливно-отливным циклом, затопляемая во время приливов и осушающаяся во время отливов, часть морского побережья.
Перископная глубина — неточная величина, характеризующая глубину погружения подводной лодки, при которой возможно пользоваться перископом. Перископную глубину принято усреднённо считать равной 10 метрам.
Бот (от нидерл. boot — лодка) — в эпоху парусного флота всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооружённое 6—8 пушками малого калибра служащее для перевозки значительных грузов. Боты бывали палубные для морских плаваний или беспалубные для прибрежного. В эпоху парового флота под ботом понимают небольшое парусное, парусно-гребное или моторное судно водоизмещением до 15 тонн, предназначенное для грузоперевозок или других целей.
Дрейф судна — смещение (снос) судна с линии курса под влиянием ветра. Дрейф характеризуется углом между линией пути и линией истинного курса, для измерения этой величины применяется дрейфомер.
Ба́рис (др.-греч. βᾶρις — (египетское) судно, лодка, барка, копт. ⲃⲁⲁⲣⲉ bari — корабль) — небольшое деревянное плоскодонное широкое речное судно, разновидность шаланды (баржи). Использовалось для перевозки грузов (сельскохозяйственных товаров или камней), главным образом на Ниле в Древнем Египте. Описано Геродотом около 450 года до н. э. Упоминается Диодором Сицилийским.
Осу́шка — участок морского дна, обнажающийся во время отлива и заливаемый водой во время прилива, обладающий сравнительно небольшим уклоном и непосредственно прилегающий к берегу. Разновидность литорали в значении приливно-отливной зоны. Осушка образуется в результате наноса мелкодисперсных осадочных пород, происходящего в связи с различием скоростей и продолжительности прилива и отлива. Величина осушки определяется рельефом дна (в особенности — градиентом высоты) и амплитудой приливно-отливных колебаний...
Бато́метр (греч. bathos — глубина и metron — мера) — гидрологический прибор для взятия проб воды с различных глубин водоёма, основной прибор для получения проб воды в океанографических, лимнологических и гидробиологических экспедициях.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я